Наш управляющий партнер и вице-президент Европейской ассоциации дизайна упаковки Анна Луканина только что вернулась из Берлина, где 6 ноября прошло сразу два важных для индустрии события, и делится рассказом о том, как это было.
Конференция epda Meet&Greet Berlin — это встреча в узком кругу «своих»: в ней принимают участие только члены ассоциации. Основная её цель — навести фокус на происходящие в индустрии брендинга и дизайна, на изменения, которые мы проживаем, и на то, как агентства адаптируются к новым законам рынка. Точки зрения были представлены самые разнообразные — как по сути, так и по «географии». Расскажу о нескольких важных, на мой взгляд, моментах.
Участие в тендерах: мировая практика
Одной из наболевших тем обсуждения стал вопрос тендеров и общения с purchasing departments международных компаний. Сильвия Виттале Ротта из Team Creatiff (Франция) порекомендовала принимать участие в тендерных процедурах только при одном условии — если вы уже «продали» себя людям из маркетинга и они хотят работать именно с вами. «В таком случае вы приобретаете себе промоутера внутри компании и шансы на победу в тендере у вас значительные, — уверена Сильвия. — В противном случае вы тратите время и деньги впустую. Именно личные встречи и последующие связи с бренд командой помогут гладко пройти все формальные процедуры и начать работать».
Густаво Греко из Greco Design (Бразилия) рассказал, «как ун них». Оказалось, что с точки зрения тендеров у них все очень просто. Greco Design входит в Бразильскую ассоциацию дизайна. Одно из правил ассоциации запрещает ее членам принимать участие в неоплачиваемых тендерах. За непослушание исключают из ассоциации, а это для агентства страшнее страшного. Даже если агентство — это не какая-нибудь студия, а самое награждаемое агентство Бразилии, обладатель Каннских Львов, «красных точек» и других крутых наград.
Бум стартапов: почему большие компании теряют долю рынка
Еще одна тема, которая активно обсуждалась на встрече – изменение запросов и поведения целевой аудитории, каналов коммуникации, продаж и концепций самих продуктов. В Европе — бум стартапов. Это отмечают все. Крупным компаниям всё сложнее конкурировать с небольшими командами, которые моментально реагируют на запросы потребителя и предлагают ему то, что он ждет, — сделанные со страстью и высокой личной вовлечённостью бренды взамен массовому продукту. Эрик Френель, президент Sleever International, рассказал, как изменилась ситуация на рынке косметики и люксовых товаров. «Мы наблюдаем успех небольших стартапов, которые формируют сообщества в интернете и продвигают свои бренды с помощью лидеров мнений этих сообществ», — заключил Эрик.
Пример из другой сферы — общепита: McDonalds стремительно теряет долю рынка Германии, поскольку люди уже не хотят есть «массовые» бургеры. В интернете создана карта мест, где продают качественно другие бургеры. И всё это стартапы, которые вместе лишают мирового гиганта доли.
Стартапы оказываются востребованными не только у конечных потребителей, но и у крупных компаний. И речь не о том, что идеи и технологии быстро переходят в собственность мировых производителей. Факс Квинтус из немецкого агентства E27 привёл пример, наиболее ярко иллюстрирующий этот тренд: недавно национальная почта Германии (Deutsche Post) отказалась от использования Фольксвагенов и Мерседесов в пользу Streetscooter — стартапа из Аахена.
Red dot: масштаб впечатляет
Вечером все члены epda, как партнеры Red Dot , были приглашены на официальные мероприятия премии — Red Dot Gala и Designers’ Night. Масштаб мероприятия поразил даже меня, хотя я бывалый участник таких церемоний. На один день Konzerthaus Berlin стал местом встречи победителей конкурса Red Dot. Торжественная обстановка, красивые мужчины и женщины в вечерних нарядах, шампанское. Это надо видеть! С чем сравнить? Как если бы награждение проходило в Большом театре.
Было особенно приятно посетить церемонию не в качестве зрителя, а в качестве награждаемого: целых четыре работы Depot WPF в этом году стали победителями этой мега-авторитетной дизайнерской премии. Moccona Subtle Posters, Post-Poster, Haas Made by Kids edition, «Страна молока и мёда» — все они засветились на выставке в окружении лучших образцов коммуникационного дизайна (которая, кстати, проедет по всему миру: Берлин — это только начало) и вот-вот будут напечатаны в ежегодном двухтомнике Red Dot: communication design.
Интерес к Азии: планы epda
В следующем году epda организует конгресс не только для своих членов и партнеров, но и для всех желающих. Мы рассматриваем под это мероприятие несколько площадок, но пока лидирует Тайпей (Тайвань). Азия семимильными шагами идет в Европу и вызывает большой интерес у разработчиков брендов. Увидеть Азию изнутри, показать и рассказать то, что не видно без проводника, нам поможет Джениффер Тсай, основатель агентства Proad Identity и представитель epda в Тайване.