Европейская ассоциация бренд-дизайна (EPDA) была основана 20 лет назад как сообщество профессионалов в дизайне упаковки. Спектр деятельности агентств-участников со временем расширялся, но основной услугой так или иначе был (является, будет) именно упаковочный дизайн – самый важный инструмент коммуникации бренда. В год своего двадцатилетия EPDA решила вернуться к истокам, вновь взяв курс на упаковку. Руководить им предстоит россиянке Анне Луканиной, исполнительному директору Depot WPF, полгода назад возглавившей европейское бренд-сообщество. Анна рассказала WTP, как на европейском уровне решается вопрос взаимодействия дизайнеров и производителей и почему в упаковке промышленный дизайн отстает от графического.
Европейская ассоциация бренд-дизайна (EPDA) была основана 20 лет назад как сообщество профессионалов в дизайне упаковки. Спектр деятельности агентств-участников со временем расширялся, но основной услугой так или иначе был (является, будет) именно упаковочный дизайн – самый важный инструмент коммуникации бренда. В год своего двадцатилетия EPDA решила вернуться к истокам, вновь взяв курс на упаковку. Руководить им предстоит россиянке Анне Луканиной, исполнительному директору Depot WPF, полгода назад возглавившей европейское бренд-сообщество. Анна рассказала WTP, как на европейском уровне решается вопрос взаимодействия дизайнеров и производителей и почему в упаковке промышленный дизайн отстает от графического.
Назначение на пост президента женщины, да еще и из России, может значить, что мы все-таки воспринимаемся в мировом сообществе как часть Европы. А если без шуток, то в этом нет ничего сверхъестественного. Россия – и российский креатив в частности – в последние годы активно присутствует на европейских и мировых профессиональных площадках, и не просто присутствует, а побеждает. В прошлом году, например, несколько работ Depot WPF взяли высшие награды не только на европейских дизайнерских и креативных фестивалях (Каннские Львы, Epica, Cristal, Eurobest, Golden Drum), но и на самом престижном американском конкурсе дизайна упаковки The Dieline.
Я уверена, что российскому бренд-дизайну еще есть куда стремиться и есть чему учиться. Но уже сейчас мы задаем очень высокую планку для наших европейских коллег. Нас уважают, нас слушают, нас приглашают выступать и делиться опытом.
EPDA действительно работает как площадка для обмена идеями и инновациями между дизайнерами, производителями и владельцами брендов. Например, каждый год мы проводим совместные воркшопы, в результате которых рождаются классные идеи, наиболее удачные впоследствии реализуются. В этом году, скажем, наш креативный конкурс DIY (Design It Yourself) проводится не только при участии постоянных партнеров Sleever, StoraEnso, B&B и Huber Group, которые произведут и напечатают упаковку с лучшим дизайном, но и совместно с крупнейшими финскими производителями продуктов питания. Победитель конкурса помимо признания и пробного тиража получит возможность продолжить реализацию проекта уже как коммерческого. Результаты будут объявлены на конгрессе EPDA, который пройдет в Хельсинки на этой неделе.
Дизайн, форма и материалы – это основные составляющие упаковки, неотъемлемые друг от друга. Одна из наших задач – обеспечение взаимодействия дизайнеров и производителей упаковки. Так, уже несколько лет EPDA является партнером крупнейшей в Европе специализированной выставки InterPack, в рамках которой мы организуем проект Innovation Park. Подготовка к этому шоу начинается за несколько месяцев до выставки.
Производители рассказывают нам о новейших технологиях производства форм и печати, а мы, дизайнеры, разрабатываем дизайн упаковки с учетом всех инновационных возможностей производства. Так достигается синергетический эффект дизайна, формы и материала; результаты мы и демонстрируем во время выставки. Промышленный дизайн востребован в мире. Сложность заключается в том, что он сопряжен с серьезными инвестициями для владельцев брендов: гораздо проще придумать новый дизайн упаковки старой формы, которую можно печатать на уже имеющемся оборудовании. Новые формы и материалы требуют зачастую не просто переналадку машин, а покупку новых линий, стоимость которых исчисляется миллионами.
В России интерес к промышленному дизайну в профессиональном сообществе высок, но, к сожалению, эта услуга бывает востребована достаточно редко. В результате получается порой, что мы создаем чудесные концепции, которые не могут быть реализованы. И это не из-за технических ограничений, а в силу того, что проект становится слишком затратным для владельца бренда.
Почему в вузах не учат тонкостям ремесла? Думаю, вы и сами знаете ответ. Это проблема не только полиграфических или дизайнерских вузов – так устроена система образования практически во всех странах, где основной акцент делается на теоретические знания. И, в общем, это правильно: получай теоретическую базу и попробуй сделать сам!
Практика – она и есть практика. Невозможно всему научиться на ошибках других. Кроме того, наука идет вперед, каждый день появляются новые возможности, технологии, изобретения. Только активно работая и следя за новостями отрасли, можно оставаться в лидерах, никакой диплом даже самого престижного вуза, полученный 20 лет назад, тут не поможет. На последнем Интерпаке мы делали проект интерактивной упаковки, используя технологию дополненной реальности (Augmented reality). А использование QR-кодов уже даже инновацией назвать нельзя: сегодня их практически на каждом товаре можно увидеть, а некоторые продукты даже закладывают QR-код в концепцию дизайна упаковки.
Еще одна задача ассоциации – максимально оперативно информировать наших членов о всех новостях индустрии. Мы приглашаем специалистов из разных областей, которые рассказывают о последних трендах в области дизайна, материалов, упаковки. Мы уделяем много внимания социальным трендам и потребительским мотивациям. С нами делятся секретами успеха мировые гуру дизайна. Например, на июньском конгрессе в Хельсинки одним из спикеров будет Стефан Загмайстер – самая яркая звезда мирового графического дизайна 2000-х. Стефан был удостоен наград практически всех профессиональных международных фестивалей, включая 2 Grammy (в 2005 и в 2010). Он работает с мега-брендами в абсолютно разных областях: HBO, Guggenheim Museum, Rolling Stones, Aerosmith.
Одно из моих образований – лингвистическое, английский язык. Однажды декан моего факультета сказала фразу, которую я считаю неким жизненным кредо: языку нельзя научить, языку можно научиться. Так происходит в любой профессиональной деятельности. EPDA дает своим членам площадку для обмена знаниями и опытом, предоставляет свежую информацию, у нас работает программа по обмену (да-да, можно послать любого члена команды поработать в европейское агентство и принять у себя на время “иностранца”). Главное – брать и использовать все эти блага.