Дата публикации:
07.10.2013
Журнал "Секрет фирмы" изучил потенциал креативных индустрий в России и составил рейтинг ведущих "экспортеров идей". Depot WPF стало лидером в сфере рекламы, брендинга и продакшн!
Креативные индустрии могли бы стать будущим драйвером роста для российской экономики, увядшей до 1-2% годового роста, считает "Секрет фирмы". Редакция изучила их потенциал и поделилась итогами
в одном из главных материалов октябрьского номера журнала.
"В каждой из 12 креативных индустрий — как их перечислил британский департамент — мы выбирали одну компанию, опередившую по сумме экспорта всех остальных конкурентов. Так как эти рынки малоизучены, мы положились на мнение экспертов и их оценку сумм экспорта игроков. Экспорт мы выбрали потому, что считаем факт продажи за границу хорошим мерилом профессионализма и зрелости отрасли. Компания, которая "не в теме", вряд ли может рассчитывать на успех за пределами России", — пишет "Секрет фирмы".
Экспорт продукции креативной экономики очень часто считают частью так называемой "мягкой силы" государства. Люди, которые смотрят американское или французское кино, читают книги японских авторов или пользуются итальянскими дизайнерскими вещами, легче и позитивнее воспринимают набор ценностей того общества, к которому принадлежит автор. Не считая софта и классической музыки, нашу страну "снаружи" не очень видно. Суммы, которые зарабатывает большинство лидеров нашего рэнкинга за рубежом, не вышли бы за рамки микро- и малого бизнеса, как их понимают на Западе: от десятков тысяч до десятков миллионов долларов в год. Фактически в наш список вошли пионеры, которые пробуют на зуб международные рынки и лишь учатся играть по тамошним правилам.
В 2010 году вклад основных креативных индустрий (литература и пресса, музыка, фотография, кино, видео, телевидение, реклама, софт и изобразительное искусство) в ВВП США составил 6,36%, а креативный экспорт достигал $134 млрд — это превышает суммы экспорта любой отдельно взятой отрасли: авиа- или автостроения, пищепрома или фармацевтики. И практически совпадает с суммой, которую получила в том же году Россия от экспорта сырой нефти ($135 млрд). 6% в копилку американского ВВП положили 3% от общего числа занятых в экономике (5 млн человек). В лидерах по доле креатива в экономике и Великобритания. В 2008 gross value added (GVA, расчетно это сумма выручек, полученных отраслями) креативной экономики Британии составило 5,6% общего по всей экономике.
Сможет ли Россия когда-нибудь достичь такого результата? "Основной и весьма печальный российский тренд — экспорт не креативных услуг, а креативных людей,— выражает пессимистическую точку зрения Алексей Андреев, генеральный директор Depot WPF, одного из победителей рэнкинга "Секрета Фирмы".— Проблема кроется в том, что Россия исключительным образом дезинтегрирована из мирового социального пространства. Есть главный аспект, создающий пропасть,— национальный менталитет. Один английский журналист как-то написал, что основная проблема русских в том, что они... белые! Нация, столь непохожая по складу характера на прочие европейские народы, могла бы чувствовать себя куда комфортнее, имей она, подобно японцам или жителям африканского континента, очевидные внешние различия".