Depot Удалёнка - the game is over.

Дата публикации: 10.04.2020

Уже через пару недель компании, работающие дистанционно, перестанут выполнять свои обязательства перед клиентами. Либо вернутся в офисы и коворкинги.

Снимок экрана 2020-04-17 в 13.40.52.png

В жизни был эпизод, когда дефолт 1998 года загнал меня и команду Depot буквально «за Можай». В ту бездарную осень наш офис очутился в здании Центрнаучфильма на Речном Вокзале. Буквально всё там было ужасно – пыльная громада из бетона, сонный вахтер, ветхий спальный район, гаражи, вагоны, помойка. Просыпаясь каждое утро я понимал тогда, что меня ждет дорога в ад – от Крылатского по МКАД до Ленинградки, потом весь день в этих нафталиновых стенах и поздно вечером обратно домой. И мне не хотелось жить, не то что мечтать-творить-удивляться. Был единственный мотив – вырваться из этого кислого угла. Потом кризис иссяк и мы перебрались в центр, на Ордынку, в особняк Морозова с антикварной дубовой резьбой даже в туалетах.

И знаете что, друзья? Совсем другая мотивация появилась. Вокруг тебя – пестрая, вечно праздничная Москва, справа Кремль, слева пахнет выпечкой и кофе, сзади гудят колокола Климентовского храма, повсюду модные красивые люди, музыка, витрины, Макдоналдс. Мы, просидевшие до этого полгода в Центрнаучфильме, чувствовали себя первое время узниками Гулага, вышедшими по УДО. Все время обнимались, смеялись, пили вино и слезливо щурились на солнышко. И, надо сказать, к тому периоду времени относится множество шедевральных работ брендингового агентства Depot! Просто мы были счастливы. Мораль: правильная среда сильно мотивирует!

Так что же хуже? Работа в депрессивном офисе, типа «у черта на куличках», или эта ваша «удаленка»? Так ли вообще тяжела самоизоляция для обывателей? Для меня очевидно: работая даже в промзоне, в Капотне или Бирюлево, но «на воле», ты просто становишься унылым планктоном, а вот самоизоляция способна превратить нас и весь мир в неизвестно что.

Снимок экрана 2020-04-17 в 13.36.31.png

Человек – социально-встроенное животное. Общественное. Ему необходимы другие люди, их внимание, страсти, прикосновения рук, запахи, колебания воздуха. Человек неосознанно желает новых ощущений, опыта, флирта, сильных переживаний. Самоизоляция и удаленная работа очень скоро убьют человека – совершенно точно. Те, кто говорят сейчас, что им прекрасно работается в квартире, и даже удобнее, чем в офисе – ну, врут же, точно врут. Или обманываются до поры.

Только не вздумайте мне путать блаженную истому счастливых фрилансеров прошлого с удаленкой образца жесткого карантина весны 2020. Разница принципиальная! Тогда – свобода и рай для интровертов, сейчас – эксперимент на выживание нации. Чувствуете?

В нормальном сценарии, офис и дом, это, по сути – основные ареалы обитания людей. Два полушария экосистемы активного человека. Два компонента жизни, дополняющие друг друга, но каждый из которых в отдельности – не айс.

Перейдя на дистанционную работу люди потеряли главное – эмоциональную подпитку! Онлайн коммуникации не предусматривают мультисенсорного общения. Наши споры с друзьями по zoom уже не те, курилок нет, соревнование с коллегами лишается остроты и куража, а контроль и отчетность, без живой и такой милой истерики начальника, теряют фактор страха.

Снимок экрана 2020-04-17 в 13.47.04.png

А как, скажите мне, не растерять в условиях домашней изоляции тот самый фирменный офисный тонус? Ведь в прежние времена, собираясь на работу, женщина с упоением творила перед зеркалом свой публичный образ! Что надеть? Какая подойдет обувь? На сколько пуговиц расстегнуть блузку? На одну, две?! Не много ли? Вот так в самый раз, хотя и вызывающе. Управляемый осознанный офисный флирт создавал необходимый градус активности, годами тестируя и определяя рамки дозволенного. Проджект-менеджер Шульман в понедельник была в белых трусах, это мимоходом видел даже завхоз, вчера она пришла в голубых, а сегодня еще не вернулась с конференции – и весь офис ждет. Пошлятина? Да не то слово, но вот британские ученые железно объясняют всю пользу таких Шульман для эффективной командной работы. Фитнес, ЗОЖ, социальная позиция, хобби и другие интересы людей во многом формировались под влиянием мнения офисного большинства. Позиция человека в коллективе, артельный дух, корпоративные правила, традиции и целые кодексы придумываются и существуют только для того, чтобы добиться от работников большей концентрации и самоотдачи. И уровень подтянутости людей на работе в разы превышает то странное Нечто, что эти же товарищи представляют из себя, находясь дома.

Дома… Как же хорошо дома отдыхать! Еще вернее будет сказать: как же замечательно дома бывать! Не жить, а именно бывать, радуя собой семью, даря внимание и освещая всё своим благодетелем. Дети, родители, собаки, вторая половинка – как они соскучились по тебе, и как же сильно ты их любишь!

А теперь сменим систему координат. Вы находитесь дома 24/7, на самоизоляции. Просыпаетесь, весь день проводите бок о бок со своими близкими, в четырех стенах и вечером ложитесь спать. И на завтра – тот же сценарий. Внимание: при этом у Вас проблемы с работой, тревожные перспективы и полностью нереализованный социальный потенциал. Настроение ниже самого маленького плинтуса. Мотивации тоже ноль. Вам ведь не нужно теперь гладить брюки, мыть машину, и доказывать всем, что Вы – Альфа-самец (или самка). Кстати, Вы и дома сейчас моментально лишитесь этого приоритетного статуса: работы нет, денег нет, физиономия кислая, тонус не прощупывается – ну, какой же Вы, пардон, Альфа? И как Вы защитите свою семью, свой прайд? И не ошиблась ли ваша половинка в выборе Вас?

Снимок экрана 2020-04-17 в 14.08.30.png

Тут вылезает на поверхность одна из эпических проблем человечества – уязвимость и неочевидность семьи и брака. Понятно, что обществу выгодна схема «папа-мама-сын-собака» как ячейка. Это очень удобно для управления хьюман ресурсами. Про это без конца твердят Церковь, средняя школа и Собес. Брак, действительно, очень нужная для людей дисциплина – кто бы спорил! Но она, увы, очень уязвимая и не жизнестойкая. И этот секрет строго охраняется тысячелетиями, а нам рассказывают байки про любовь до гроба и великое предназначение. Людям врут о счастливом браке с рождения и до ЗАГСа. Но потом вдруг перед всеми новообращенными парами встает одна и та же проблема: что делать с обломками лодки, которая очень быстро разбилась о быт, а точнее – об вашу возню друг с другом? Развод – трагедия, а жизнь с потухшими отношениями – мука.

Правы лишь те, кто говорят, что, дожившие до старости пары – это не счастливчики, а мудрые люди, сумевшие простить друг другу тонны дерьма.

С наступлением режима самоизоляции все семейные тараканы и те самые тонны дерьма очень быстро предложат домочадцам пройти тест на прочность. И сдадут этот экзамен не все. А ведь как прежде было удобно спрятаться от неприятных вопросов на «важной» работе? Как хорошо было дозированно «употреблять» семью, находя в себе добрую волю и сохраняя, тем самым, мир и согласие. Если раньше семья утомляла Вас, то можно было «нырнуть» ненадолго в «Сирию-Донбасс-Украину-Конституцию», а еще лучше – в служебную командировку! Но теперь всё, ребята, анальгетики больше не прописывают, начался лютый хардкор. Понятно, что молодым и одиноким гражданам обоих полов, ужасы семейных драм неведомы. Но зато у них есть свои бесы. Раньше было по кайфу отдохнуть от суеты вечеринки, навязчивой подруги или после отпуска, повозиться в тишине с проектом, но при условии, что дверь на улицу – всегда открыта. А сейчас тупить неделями, запертым в четырех стенах, гладить кота и скроллить Tik-Tok – тоже, я вам скажу, не гут.

Ну, и о главном. Многим сейчас дома приходится еще и работать. Это, кстати, добавляет толику уважения остальных членов прайда, но создает массу неудобств. Тунеядствовать или работать - одинаково противно в неволе. Работа на дому возможна и комфортна лишь для 9% самозанятых!! И то, при условие свободы передвижения. А для всех остальных, это – тюрьма. Обустроить свою тюрьму под вялое подобие офиса смогут единицы из вас. Потребуются особые возможности, в том числе управленческие и финансовые. Я всегда гнал от себя индустриальный снобизм, но умом понимал, что кристально-хирургическая структура Depot, со всеми атрибутами HR, контроля и поддержки будет на порядок эффективнее даже в удаленном формате, чем быт фрилансера или студии, сидящих на квартирной кухне с бутербродами, стиральной машиной, попугаем и половинкой помидора на графическом планшете. Как учил нас профессор Преображенский: «я не буду в спальне принимать пищу, в смотровой читать, в приемной одеваться, оперировать в комнате прислуги, а в столовой осматривать. Очень возможно, что Айседора Дункан так и делает. Может быть, она в кабинете обедает, а кроликов режет в ванной. Может быть. Но я не Айседора Дункан! Я буду обедать в столовой, а оперировать в операционной!»

Иными словами, обустроить правильный удаленный офис – мечта, фактически недоступная большинству.
Работа из дома, сидя на унитазе или закрывшись в шкафу, без привычных внешних мотиваторов и драйверов, очень скоро станет постылой для граждан, и они начнут сильно терять КПД. Хорошие в прошлом работники станут плохими. Такие же «самоудаленные» их шефы не сразу заметят потерю качества, и начнут бить тревогу лишь тогда, когда прилетят рекламации, а заказчики расторгнут контракт. Этот финал ожидает очень многих, перебравшихся на дистанционную работу. Такая тяжкая участь. Последний клиент однажды скажет им: да что за треш вы мне гоните? – и фирма-надомник прекратит свое существование, даже не расплатившись по счетам.

Это реальная и самая ближайшая перспектива для большинства агентств в моем рынке. Командная работа – это исключительно сложный мультифакторный комплекс, сродни большому симфоническому оркестру.

На удаленке выживут лишь те, кто понимают физику процесса, имеют специфический опыт, корпоративную дисциплину, возможности онлайн-управления, контроля, мотивации и мощную финансовую подушку безопасности. Остальные же с разной скоростью, но пойдут на дно. Давайте еще раз, как мантру: эффективная работа компаний в дистанционном режиме закончится после Пасхи. Это важно понимать заказчикам, ибо умирающие под гнетом борща, депрессии и алкоголизма подрядчики будут до последнего врать, что проект протекает в плановом режиме.

Снимок экрана 2020-04-17 в 14.04.15.png

И это означает, что многие люди, миллионы людей, уже скоро окажутся в непривычной для себя среде – ни тебе работы, ни привычного home-sweet-home. Эти граждане и будут формировать новое общество. Нашу новую dark universe. Целые страны не сумеют усидеть в квартирах. Толпы людей вырвутся на улицы уже через несколько недель, что-то наверняка сломают, кого-то покалечат, но начнут творить новую реальность, наше с вами будущее.

Снимок экрана 2020-04-17 в 14.05.21.png

Мы в брендинговом агентстве Depot занимаемся маркетингом много лет. Прожили четыре кризиса. Мы изучаем людей в разных состояниях, в том числе – критических, и выясняем, чего бы им хотелось? Затем, под этот спрос, выстраиваем предложение. Мы помогаем бизнесу создавать бренды, которые точно будут нужны потребителям – такой вот нехитрый ликбез. И поэтому мы очень внимательно смотрим на то, как живут и что чувствуют люди прямо сейчас.

А еще важнее понять – что будет с нашим миром завтра? Что за товар уже завтра производители должны будут изготовить и продать людям? Кризис – сильно дольше и главнее коронавируса, но и он когда-нибудь закончится.
И тут мною движет шкурный интерес – я хочу успеть к раздаче, в этом суть моей работы. Я решил, вместе с моим бизнесом, пройти идеальный шторм, сохранив ресурсы и репутацию.

И я планирую встретить новую посткризисную эру, предлагая рынкам новые актуальные услуги от Depot – это мой главный челлендж!

Как маркетолог я могу сказать, что изменения грядут циклопические. Вирус-кризис, удаленка и самоизоляция, а следом за этим – психологические катаклизмы, разводы, протесты, срывы и тектонические сдвиги приведут к созданию нового мироустройства. Звучит футуристически, но мне так дозволено, я давно зарабатываю деньги, удачно помогая предпринимателям прогнозировать. Так вот, система отношений в обществе, порядок, характер потребления и сами принципы будут меняться. Глобализму, я думаю, придет кирдык, и надолго. Как и евроинтеграции в старом формате. Межстрановое движение, возможно, уже никогда не будет прежним. Речь о трансфере технологий, культуре, туризме, миграции. Люди не бросятся кататься по планете, общаться и совать свой нос во все щели на радость адептам experience economy. Рефлекс страха заразиться будет мешать. Мы все еще долго будем «дуть на воду».

Снимок экрана 2020-04-17 в 14.06.16.png

Не факт, что мир станет хуже, но он однозначно будет другим, и это порождает тревогу! Люди сейчас, получив массу свободного времени, не устремились, кстати, перечитывать Акунина, Кинга и наслаждаться онлайн-турами в Uffizi Galleries– они съежились и нахохлились как воробьи. Людям некомфортно. Им страшно.

Снимок экрана 2020-04-17 в 14.06.58.png

Что нас ждет после кризиса?

Я не думаю, что лихолетье сметет всех тиранов-диктаторов, искоренит коррупцию, упразднит ФРС (Federal Reserve System) и затянет озоновые дыры. Не факт, что экономики стран поголовно двинутся по пути устойчивого развития (sustainable development) и предпочтут альтернативное топливо, а Крым вернется к Украине. Возможно, нас ждут новые формы гуманного тоталитаризма, закрытые границы или феодальный матриархат в цифровом формате без Конституции, Сечина и саудитов. Ритейл и HoReCa меняются уже сейчас и вряд ли вернутся в старые форматы. Вообще – в топку старые форматы! Есть сомнения в незыблемости мировых религий, ибо клирики до сих пор не могут внятно объяснить пастве, что за фигня вокруг творится. Не вижу будущего для sharing economy – людям успели привить желание быть врозь. Отсюда и риски возникновения элит, закрытых клубов и, в пику им – появление обширных гетто. Это из разряда очень плохих сценариев, типа Mad Max. Нет ясных перспектив для урбанистики, зато возможно движение в сторону жизни в гармонии с природой, или, в переводе на нас, ренессанс садовых товариществ.

Для разработчиков брендов принципиально важны новые рамки, тренды, бэнчмарки, но мы также помним, что не существует единой ЦА (целевой аудитории) под названием «просто люди Земли», а значит, всем потребителям и пользователям, даже в новых условиях жизни, захочется всяко-разного, поэтому будут создаваться новые бренды на инсайтах, и будут работать брендинговые агентства. Но это будут уже новые агентства, созданные под новые услуги. Рекомендую коллегам начинать готовиться прямо сейчас.

Еще очень бы хотелось, чтобы сохранились базовые ценности, недвусмысленное деление на мужчин и женщин, уважение к старшим и обаяние простых вещей: дружбы, сыра, вина и рукколы.
Но пока что нами овладевает депрессия. Мы не чувствуем защиты, видя, что даже наши «капитаны» не в состоянии представить, куда оно всё вырулит. Как надолго затянется рецессия? А вдруг на годы? Реально, вдруг на десять лет? Специалисты фиксируют сейчас, что у населения страх смерти от коронавируса в разы уступает страху перед неведомым. Кортизол - гормон стресса, явно не помогает мозгам конструктивно и мужественно встречать новую реальность. Вспоминая кризис 1998 года, с которого я и начал свой рассказ, процитирую Тимура Шаова, спевшего в ту депрессивную осень:

«И дело даже не в деньгах! Верните мне, твари, оптимизм!»

Вот его нам точно не хватает.

Давайте будем готовы к тому, что завтра клиентских заказов будет еще меньше, а значит, упадут доходы у компаний-подрядчиков, а еще раньше сойдет на нет эмпатия сотрудников к своим корпорациям. Дурацкая удаленка лишит былых героев бизнеса последней потенции, наступит кризис неплатежей и всё – локаут, шах и мат. The game is over!

Советую готовиться к такому сценарию, рассчитывая на худшее, как учили нас родители. Зато это позволит некоторым из нас встретить грядущее Завтра, которое однозначно будет миром новых возможностей!




434 клиента доверили нам 5867 проектов. Среди них:

А это последние наши работы: