Компании стали злоупотреблять эмоциональным прессингом

Дата публикации: 01.02.2016

Недавно ученые из Школы менеджмента Роттердамского университета провели любопытный эксперимент, который ставит под сомнение действенность популярных методов мотивации. Руководители и их подчиненные зачастую впустую тратят силы: первые – когда мотивируют сотрудников повышать продуктивность, а вторые – когда стремятся во что бы то ни стало достичь этой планки. Управляющий партнер Depot WPF Алексей Андреев не согласен с результатами исследования, рассказываем почему.

Недавно ученые из Школы менеджмента Роттердамского университета провели любопытный эксперимент, который ставит под сомнение действенность популярных методов мотивации. Исследователи пытались выяснить, можно ли с помощью премий и эмоционального прессинга добиться сверхрезультатов от сотрудников. Причем речь не о лентяях, которых начальники пытаются заставить выполнять разумный объем работы, а именно о тех, кто старается и работает в полную силу. Или о ситуациях нехватки рук и аврала, когда малыми силами нужно сделать работу в сжатые сроки.

Ученые попросили 30 финансовых менеджеров и бухгалтеров выполнять на компьютере задания, связанные с обработкой информации. Для этого участников эксперимента погружали в условия, близкие к рабочей реальности. Первый раз они выполняли упражнения просто так. Второй раз во время решения тех же задач на них оказывали социальное давление: говорили, что их результаты будут сравнивать с результатами коллег, а потом опубликуют результат, показывающий, какое место они заняли. В третий раз им пообещали по 0,5 евро за каждое микрозадание, если они решат задачи быстрее и точнеедругих. При этом менеджерам измеряли мозговую активность с помощью магнитно-резонансной томографии.

Проведя анализ томограмм и оценив точность и скорость выполнения задач, исследователи выяснили: хотя финансовое вознаграждение и прессинг заставляли людей усиливать старания, это не улучшало их показатели в работе, требующей концентрации внимания.

Поэтому исследователи сделали вывод, что руководители и их подчиненные зачастую впустую тратят силы: первые – когда мотивируют сотрудников повышать продуктивность, а вторые – когда стремятся во что бы то ни стало достичь этой планки.

Авторы исследования из Роттердама не правы: методы психической атаки работают, нужно только знать, в отношении каких сотрудников и в каких ситуациях их применять, считает Алексей Андреев, гендиректор агентства Depot WPF. Что плохо для бухгалтера, то хорошо для звезды маркетинга, убежден он.

«Иногда и я использую солдафонские приемы, могу пристыдить, задеть за живое», – рассказывает Андреев. Как показывает его опыт, амбициозные профессионалы, экстраверты, управленцы разного уровня, люди творческих профессий, в том числе маркетологи-стратеги, очень зависимы от похвалы или жесткой критики. «Похвала, конечно, лучше, но мы часто работаем в кризисном режиме, и во время аврала именно экспрессивный разговор помогает не сорвать сроки, – объясняет Андреев. – Надо знать болевые точки, на которые можно нажать, чтобы задеть человека, но нельзя нажимать слишком сильно». К примеру, если гендиректор Depot недоволен результатами подчиненного, сильно мотивированного на деньги, он может сказать: «Я жалею, что плачу тебе такую большую зарплату!», а девушку из провинции назвать «челябинской дурой». «Я-то считаю ее умной и потом извиняюсь», – говорит он, уточняя, что такой прессинг применяет только в отношении действительно ценных работников, ведь он отнимает у него самого много энергии.

В большом спорте и в искусстве руководители активно используют жесткие методы давления. К примеру, знаменитый Игорь Моисеев, руководитель Ансамбля народного танца, добивался от подчиненных сверхдостижений именно таким способом, замечает Андреев.




446 клиентов доверили нам 5900 проектов. Среди них:

А это последние наши работы: