Создание логотипа – не просто дизайнерская задача, а стратегически важный этап работы с фирменным стилем, определяющий визуальный облик бренда и, в конечном счете, его восприятие аудиторией. Первое, что видит потребитель при знакомстве с брендом, как правило, – логотип. И чтобы произвести нужное впечатление, есть только один шанс.
В этой статье мы, брендинговое агентство Depot, хотим поделиться ключевыми моментами, связанными с созданием логотипа. Изучение нюансов поможет понять, как правильно подойти к разработке логотипа бренда и какие действия предпринять, чтобы знакомство аудитории с брендом переросло в настоящие отношения.
Какие функции выполняет логотип
Будучи заметным, узнаваемым и запоминаемым, логотип решает множество задач бизнеса. В том числе:
-
Привлекает внимание. Задача каждого элемента в брендинге – выделить компанию среди конкурентов, иначе говоря, задержать взгляд потребителя на себе. Заметный логотип на упаковке, созданный талантливым дизайнером, помогает продукту визуально «выпрыгнуть» с полки магазина, оставив соперников позади.
Обратите внимание на размещенное чуть ниже изображение. В обновленном дизайне канцелярских товаров ErichKrause ставка сделана на максимально чистый дизайн с акцентом на крупный лого и активный красный цвет. На фоне очень пестрой полки бренд становится сразу заметен.
-
Создает ассоциации. Какую функцию или характеристику бренда может передать логотип и за счет чего? Используемые цвета, шрифты и символика могут отражать сферу деятельности, ценовой сегмент, преимущества продукта, характер бренда и эмоции от опыта взаимодействия с ним.
Например, в логотипе бренда Народных художественных промыслов Нижегородской области центральным элементом становится рукописная буква, передающая идею человеческого участия и тепла, что отражает один из важных смыслов бренда.
-
Логотип создает узнаваемость, позволяя потребителям ассоциировать ваше имя с определенными эмоциями и качествами. Это не просто картинка или графический элемент. Это инструмент, который помогает потребителям мгновенно идентифицировать ваш бренд среди множества других. Логотип можно увидеть на упаковке товара, баннерах, рекламных щитах, в корпоративной документации. Повторение образа в разных каналах закрепляет ассоциации и создает устойчивую связь изображения с брендом.
-
Выступает гарантом. Когда бренд заработал положительную репутацию, потребители, еще не имевшие опыта взаимодействия с ним, уже «наслышаны/насмотрены» и знают, что за логотипом стоят высокие стандарты и экспертиза. В случаях, когда компания давно на рынке, логотип можно приравнять к знаку качества.
-
Становится предметом хвастовства. Если ваш бренд становится признанным символом воплощенных желаний или достигнутого успеха, владение им побуждает человека выставлять его атрибуты напоказ. В качестве примера приведем стартап, суть которого – сдавать девушкам в аренду пакеты из ЦУМа, магазинов Gucci, Prada и Chanel, чтобы те могли сделать фотографию и создать впечатление успеха, показать своему окружению (иногда бывшему), что они могут себе позволить роскошную жизнь. Хотя, по сути, на фотографии просто пакеты с логотипами, которые особой ценности не представляют. Ценность представляет сам бренд, а логотип лишь его малая часть.
Виды логотипов
Типология логотипов создана дизайнерами и маркетологами, ибо потребитель зачастую воспринимает изображение комплексно и, скорее, интуитивно. Тем не менее, для того, чтобы уметь оценить решения конкурентов или точнее сформулировать задачи дизайнерам при разработке, полезно знать, какие виды лого существуют. Их можно разделить на такие типы, как:
- Текстовый логотип
- Эмблемы и символы
- Монограммы
- Комбинированные лого
Текстовые логотипы, или логотипы, основанные на типографике, – это классика жанра. Они представляют собой названия компаний, оформленные оригинальным шрифтом или ручным написанием. К примеру, вспомните Coca-Cola или Google. Оба лого относятся к этому типу, но в то же время они очень разные. Эту разницу создают шрифты, внутри которых тоже есть своя классификация. Шрифты бывают:
- Гротескные (без засечек). Обычно ассоциируются с современностью, минимализмом и чистотой. Они выглядят просто и лаконично, что делает их идеальными для рекламных и цифровых материалов, где важна легкость восприятия. Пример: шрифты в логотипе агентства Depot
- Антиквенные (с засечками). Часто вызывают ассоциации с традициями, надежностью и стабильностью. Эти шрифты использовались в печатной продукции: книги и газеты, так как они хорошо читаются и придают тексту более строгий вид. Пример: шрифты в логотипе журнала Forbes
- Готические. Шрифты с ярко выраженной стилистикой, часто используются для создания атмосферности и историчности. Они могут вызывать ассоциации с древностью или мистикой. Пример: шрифты в названии газеты The New York Times, в логотипе компании Liquid Death
- Рукописные. Создают ощущение индивидуальности. Они придают тексту личностный, теплый характер. Пример: шрифты в логотипе Chupa Chups
Авторский шрифт помогает передать настроение вашего бренда: стремление развиваться или спокойствие, традиционность или новаторство. Например в логотипе кондитерской компании VanSlad отражена мягкость и текучесть шоколада и карамели.

Эмблемы и символы – это изображения, призванные создать ассоциацию с брендом. Преимущество логотипов этого вида в том, что эмблемы и символы могут использоваться отдельно, без названия, при условии, что бренд обладает высоким уровнем узнаваемости, как Swoosh от Nike. Эмблемы легко адаптировать под мелкие форматы рекламы и другие носители, например, вкладку в браузере. В сравнение с эмблемой текстовый логотип имеет больше ограничений.

Монограммы – это логотипы, в которых используемые буквы, обычно инициалы компании или владельца, переплетаются и объединяются в единую графическую форму. Монограммы чаще всего применяются в таких направлениях, как ювелирные изделия, мода и художественные проекты. Однако они успешно работают и в других категориях. Использование монограмм позволяет легко адаптировать логотип к различным рекламным материалам и носителям. Однако монограмму нельзя прочитать, поэтому при разработке логотипа компании нужно помнить, что в большинстве случаев ее желательно сопровождать названием бренда.

Комбинированные логотипы – это шрифтовые лого, дополненные графическими элементами. Эти элементы добавляют логотипу уникальности и создают необходимые ассоциации, однако они не могут использоваться отдельно от шрифтового знака. Поэтому здесь важно найти способ адаптировать комбинированный логотип под «неудобные» форматы, такие как: аватарка в соцсетях, иконка приложения, favicon, юзерпик магазина на маркетплейсе и др.


Принципы создания логотипа: что нужно знать при разработке
Простота. Если логотип содержит мелкие детали или излишне витиеватый шрифт, при уменьшении он может выглядеть неразборчиво. Важно сочетать простоту и читаемость. Человеческая память склонна упрощать информацию, поэтому чем проще, тем легче запомнить. Идеальным считается логотип, который пользователь сможет воспроизвести по памяти. Подумайте о таких гигантах, как Apple или Nike. Их логотипы, по сути, очень просты, но этого достаточно, чтобы мгновенно вызвать ассоциации с брендом. Впрочем, ошибаются все, и гиганты – не исключение. Погуглите, как выглядел первый лого Apple, и вы поймете, почему спустя короткое время Стив Джобс предпочел заказать разработку логотипа у профессионального дизайнера.
Уникальность. Логотип должен быть уникальным, чтобы избежать путаницы между брендами. Оригинальное сочетание шрифта и графических решений поможет потребителю быстрее его запомнить и связать с конкретной компанией. Также в дальнейшем уникальный лого можно зарегистрировать в качестве товарного знака. Однако некоторые компании ставят перед собой задачу мимикрировать под успешный бренд. Им этот принцип ни к чему.
Функциональность. Логотип будет использоваться в различных форматах, от рекламных щитов до аватарки в соцсетях. Как следствие, при разработке логотипа важно предусмотреть дополнительные версии: сокращенную, favicon и монохромную версию. Сокращённая версия может использоваться в местах, где площадь носителя ограничена. Favicon – маленький значок, отображаемый в браузере, помогает пользователю легче находить ваш сайт среди множества вкладок. Логотип также важно предусмотреть в черно-белом и одноцветном исполнениях, чтобы воспроизводить его в различных материалах. Например, гравировкой на металле. Продуманный на этапе отрисовки лого узнается вне зависимости от размера носителя и технических условий его нанесения.
Ассоциативность. Каждый элемент логотипа передает информацию, которая влияет на восприятие бренда потребителем. Как визуальные, так и текстовые составляющие должны вызывать правильные ассоциации, создавая в сознании целостный образ бренда. Все элементы должны быть тщательно продуманы и соответствовать позиционированию.
Процесс создания логотипа
Первое и самое важное – логотип никогда не создается изолированно. Он разрабатывается вместе с фирменным стилем или с дизайном упаковки, все элементы которых должны гармонично сочетаться и работать в комплексе, выполняя возложенную на них миссию. Если создать логотип отдельно, придется выстраивать остальные константы вокруг него, что существенно ограничит количество и качество опций в разработке дизайн-концепций и скорее всего увеличит их стоимость.
Если кратко, процесс создания логотипа, можно описать следующими этапами:
- Определение позиционирования бренда с подробным описанием всех особенностей
- Определение целевых ассоциаций и способов их передачи
- Подбор шрифтов и цветовой гаммы бренда
- Проверка логотипа на читаемость в различных рекламных форматах
- Проверка на воспроизводимость в разных материалах (бумага, стекло, пластик)
- Разработка дополнительных версий логотипа для случаев, когда технические условия не позволяют использовать основную версию (сокращенная, черно-белая, одноцветная).
Логотип всегда живет в контексте. Вспомним снова про пакет из ЦУМа. Есть сам пакет, его конструкция, материал, цвет, однако вытащить логотип из контекста гораздо проще, чем органично поместить готовый лого в контекст, разработанный отдельно. Поэтому создавать фирменный стиль нужно одновременно с лого.
Распространенные ошибки при создании логотипа компании
Логотип, часто создается отдельно от позиционирования. Бывает, что компании обновляют позиционирование, а логотип «не трогают», чтобы не потерять узнаваемость среди потребителей. В идеале, логотип должен отражать характер бренда, выражать его ценности, как мы видели в примерах выше.
Некоторые компании стремятся включить в логотип слишком много элементов, надеясь подчеркнуть уникальность бренда. На практике такая сложность лишь затрудняет восприятие. Чтобы избежать этой ошибки, планируя заказать логотип компании, стоит придерживаться принципа «меньше – значит больше». Четкие линии и минимализм чаще останавливают взгляд и запоминаются лучше.
Другой распространенной проблемой является использование слишком сложных форм. Даже самые креативные идеи могут потерять свою привлекательность, если логотип сложно воспроизвести в небольшом масштабе или на различных носителях. Всегда проверяйте, как ваш лого будет выглядеть на визитках, веб-сайтах или рекламных баннерах. Простота форм в сочетании с характерными элементами, делает логотип универсальным и эффективным. Он должен легко читаться и запоминаться.
Иногда попытка сделать лого «модным» или «трендовым» приводит к тому, что бренд теряет связь с традициями категории, которые лучше не нарушать. Перед началом работы над логотипом обратите внимание на конкурентное окружение. Здесь важно сохранить баланс между уникальностью и знакомыми для потребителя кодами.
Главное
Создание логотипа – один из ключевых этапов в формировании идентичности вашего бренда. Хороший логотип должен быть адаптивным, функциональным и запоминающимся. Обязательно учитывайте долгосрочную перспективу – ваш логотип должен быть актуален не только сегодня, но и через несколько лет, поскольку редизайн каждые 2 года не прибавляет здоровья бренду.
Лучший вариант – заказать логотип у специалистов. Например, в брендинговом агентстве Depot в Москве. Профессиональные услуги помогают учесть все задачи и цели логотипа, поэтому обеспечивают качество разработки. Чтобы получить более подробную информацию, заказать фирменный стиль или уточнить, сколько стоит разработка логотипа в вашем случае, воспользуйтесь формой на сайте или позвоните нам по телефону.
Дата публикации: 04.08.2025