Секрет фирмы: Как москвич воскресил советско-китайский бренд «Два мяча» — Back in the U.S.S.R.

13.07.2016 Секрет фирмы

«Помню, как в очередной раз возвращался из Китая с огромными сумками — вёз первые образцы кед, ткани, лекала, — вспоминает Евгений Райков, 28-летний московский маркетолог, решивший возродить популярный в СССР бренд кед Два мяча. — По закону, если ты находишься там больше шести месяцев, можешь привезти с собой сколько угодно вещей — и никто не назовёт тебя челноком. Но в тот день одну из четырёх сумок отобрали — таможенники не поверили, что это мои личные вещи, а не готовая обувь на продажу».

Тогда всё обошлось. В последние два года Райков проводил в Китае больше времени, чем в России, и постепенно освоил массу лайфхаков. Ту сумку с образцами он оставил на складе временного хранения, забрал её через три недели, когда пришло время возвращаться на китайскую фабрику, и уже оттуда отправил челноками на крупнейший московский вещевой рынок в Мариной роще.

Идея воскресить «культовые советские кеды» (Райков настаивает именно на этом определении, — прим. «Секрета») родилась в 2012 году. Начинающий предприниматель попробовал собрать деньги на Boomstarter, но широкая аудитория в проект не поверила. Спустя два года нашлись частные инвесторы — и Райков всё-таки запустил производство. На прошлой неделе кеды «Два мяча» — почти неотличимые от тех, что носили родители ровесников Райкова — появились в собственном интернет-магазине марки, 13 июля стартуют продажи в универмаге «Цветной». «Секрет» рассказывает, как столичный модник осуществил свою мечту, и в какую сумму ему это обошлось.

Спустя два года после страта над проектом работают пять штатных сотрудников и ещё около 30 человек на аутсорсе. Пока что «Два мяча» продают четыре модели стоимостью от 3900 до 4600 рублей, но вскоре в продажу поступят новые. По прошествии нескольких дней с начала продаж Евгений Райков предсказуемо отказывается обсуждать бизнес-план и не делится почти никакими цифрами, но настроен он, кажется, по-боевому: «Каждую модель можно исполнить в разных цветах и материалах — значит, существует бесконечное число вариантов продукции. По большому счету, мы сейчас в самом начале пути — потенциал у этой истории такой же огромный, какой была территория СССР».

Редакция «Секрета» попросила управляющего партнёра брендингового агентства Depot WPF Алексея Андреева прокомментировать позиционирование возрожденного бренда:

«Делать ставку на то, что «Два мяча» будут покупать из-за ностальгии по «тем самым кедам», на мой взгляд, не стоило. В отличие от мороженого «48 копеек» и сыра «Дружба», «советские кеды» по определению получат более узкую аудиторию. Для тех, кто носил эти кеды 40 лет назад, сегодня товар уже неактуален. Не тот возраст, чтобы кеды носить. Кроме того, широкой аудитории этот бренд с текущим ценовым позиционированием просто не по карману. Те же, для кого продукт актуален, не помнят бренд, потому что они не застали Олимпиаду-80. Мотивом для покупки таких кед по цене, сравнимой с ценой Converse, может стать позитивное отношение к «советскому» как к некой диковинке. Мол, советское — это звучит интересно и прикольно. Апелляция к СССР будет идти не на уровне гарантии качества, как у многих продуктов питания, а на уровне «по приколу».

Брендинговое агентство Depot WPF, дизайн упаковки, фирменный стиль

Брендинговое агентство Depot WPF, дизайн упаковки, фирменный стиль