Главные тренды российского рынка брендинга

25.12.2015 Sostav.ru

Рынок брендинга - один из немногих сегментов российского коммуникационного рынка, который продолжал в 2015 году демонстрировать увеличение доходов на фоне значительного снижения рынка в целом. Причины тому понятны: санкционная война России с развитыми рынками дала импульс для запуска локальных торговых марок, в первую очередь, продовольственного сектора.

Однако, надежды брендинговых агентств и их клиентов на импортозаместительный тренд в значительной степени не оправдались: эффект антисанкций оказался слишком краткосрочным, и уже к середине 2015 года отмечалось замедление темпов роста брендингового сегмента.

В феврале Ассоциация брендинговых компаний России (АБКР) зафиксировала 10-15% прироста к аналогичному периоду прошлого года, но уже к весне 2015 года индустрия вошла в фазу финансового "застоя". Какова ситуация в российском брендинге к концу этого года и чего ждать от года следующего, Sostav.ru рассказали ведущие эксперты рынка.

Сопрезидент АБКР Алексей Андреев сообщил Sostav.ru, что к концу года рынок так и не показал роста, несмотря на то, что игроки ощущают приток новых клиентов. При этом, как и ожидали игроки в конце 2014 года, количество молодых агентств заметно увеличилось.

«Год прошел ожидаемо. Брендинговая индустрия, закаленная кризисом 2008-го, обо всем уже знала и готовилась. Специфика рецессии 2015 была связана с падением рубля, санкциями, ближневосточными разборками и лихорадочными попытками отечественного народного хозяйства на все это реагировать. Если кратко, то «в клиентах» рынок вырос, в деньгах – не очень. Средние цены на брендинг «стоят» на отметке последнего национального отраслевого исследования 2013 года. Роста нет. Новых брендинговых агентств, как водится, прибавилось, по субъективным оценкам прирост около 25%. Это добавило хаоса в и без того неструктурированый рынок. Симметрично выросло и число новых заказчиков, многие из которых впервые столкнулись с покупкой брендинговых услуг. Некомпетентность продавцов, помноженная на некомпетентность покупателей очевидным образом не способствуют индустриальному прогрессу, но мы не сетуем. Это реальная эволюция – шлак отвалится, а сильные станут еще сильнее. Причем по обе стороны « баррикад». В Depot WPF финансовый год заканчивается с превышением плановых ожиданий. При этом возникали определенные напряжения в обработке шквала входящих запросов, многие из которых были «не по существу». Также мы фиксируем увеличение количества проектов с госструктурами – им это наконец-то стало нужно. Существенно выросло количество брендинговых контрактов, содержащих этапы разработки позиционирования, коммуникационной платформы и другие стратегические задачи. Клиент взрослеет и думает на перспективу. К сожалению для некоторых, сократилось число чисто дизайнерских проектов – это обычно «легкие деньги» для брендинговых агентств. Уровень сложности клиентских задач растет, соответственно росту конкуренции на потребительских рынках. Пресловутое «импортозамещение» обошло стороной ведущие брендинговые агентства, что закономерно – компании и стартапы новых товаров и услуг, возникшие взамен импорту, не готовы пока платить за брендинг. Результат мы наблюдаем на полках», –отметил управляющий партнер Depot WPF Алексей Андреев.