КП: Почему иностранцы не покупают российские товары?

06.06.2017 kp.ru

Так уж завелось, что нефть, газ и другие природные ресурсы были и есть основная экспортная статья в России. Они занимают 64% от всех товаров, которые мы продаем заграницу, по данным Росстата. Но это далеко не единственное, чем мы можем гордиться. Что именно, а главное, как можно продать иностранцам, обсудили бизнесмены и чиновники на Петербургском международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге.

МЕДВЕДИ НА ВЕЛОСИПЕДЕ И ЛАЙКИ НА БАЛАЛАЙКЕ

Сейчас малый и средний бизнес активно развиваются. Санкции дали толчок к созданию собственного производства. И в некоторых отраслях мы уже можем не только себя обеспечить, но и предложить что-то миру. Но за кордоном далеко не все знают, что Россия это не только медведи и балалайки, поэтому и не заказывают.

- Некоторое время назад мы провели тесты по некоторым странам, включая Россию — просили людей составить свое представление о стране в виде нехитрого коллажа, используя штампы, клише, расхожие мнения. Ведущие мировые державы в коллажах были представлены калейдоскопом коммерческих национальных широко известных брендов, из которых складывается образ страны. Нашу страну иностранцы видели как паттерн вечной зимы, снега, матрешек, балалаек, Кремля, автомата Калашникова, - подвел итоги исследования сопрезидент Ассоциации брендинговых компаний России Алексей Андреев.

Спроси любого человека с улицы – он перечислит те же самые предметы. Причем это сделает даже гражданин России, возможно, добавив пару региональных товаров, вроде тульского пряника или оренбургского платка. Но, к сожалению, иностранец узнает об этих уникальных вещах только в сувенирной лавке, забегая туда напоследок перед поездом обратно к себе на родину.

- Толстой и Тульский пряник, и Белевская пастила. Мы поняли, что это бренд, и он работает, но это было еще до нас, - говорит губернатор Тульской области Алексей Дюмин.

СТЕСНИТЕЛЬНЫЕ И СКРОМНЫЕ БОГАТЫМИ НЕ СТАНОВЯТСЯ

Именно для того, чтобы повысить узнаваемость российских брендов и продукции за рубежом правительство вместе с предпринимателями создают национальный бренд Made in Russia. Да, это как made in china – только качественные, популярные, твои.

- У нас есть сильные стороны, где российская школа — это уже знак качества, и в мире об этом знают. Поэтому здесь не нужно стесняться, надо продвигать в целом нашу страну. Много в мире покупают одежду российских дизайнеров, определенный знак качества уже есть и заработан. Просто надо более агрессивно говорить: «Да, это сделано в России, да, мы этим гордимся, да, мы этим пользуемся, — предложила генеральный директор Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов Светлана Чупшева.

БАЛОМ ПРАВЯТ ЛЕЙБЛЫ

Но что толку от качества, если рынком правят маркетологи, а не технологи. Уже к концу ХХ века стало ясно, что общество живет в новом мироустройстве. Потребления.

Из-за капитализма увеличился выбор. А из-за роста доходов увеличились запросы. Так появилось изобилие товаров. И производителям уже недостаточно брать качеством, потребителя теперь надо убедить, что именно этот товар, а не другой, нужен ему. Французский философ Жан Бодрийяр посвятил этому целую книгу, которая до сих пор является точным очерком о современном обществе.

Понятие бренд включает в себя как качество, так и популярность. И последнего, у большинства российских производителей, увы, нет. А ведь с покупки каждого товара – бюджет России пополняется. Вот и решили, что раз не всем удается занять достойную позицию на международном рынке, то нужно создать национальный бренд, под которым будут выпускаться местные компании. Они смогут подписать соглашение с брендом и выпускать товары под общим логотипом.

ОБРАЗНАЯ СТРАНА

А назвали его Made in Russia. Очень просто. Впрочем, как и другие страны. Разница – лишь в ассортименте.

- Когда продукция страны выставляется под единым брендом, у иностранцев формируется четкое понимание, какая продукция, какие сектора развиты в стране, — рассказала директор Российского экспортного центра по внешним коммуникациям Вера Подгузова.

РЭЦ как раз та организация, которая будет создавать этот бренд и поддерживать производителей на каждом этапе. На эти цели Минпромторг предложил выделить центру 370 млн рублей из бюджета.

- Нужно продвигать Россию как образ, напоминающий иностранцам о том, что может их связывать с этим образом, - добавил глава ведомства Денис Мантуров.

ОТ ЧЕГО ТАК В РОССИИ БЕРЕЗЫ ШУМЯТ

Первые наброски логотипа бренда уже есть. Это березы, положение черточек которых очень напоминает штрих-код. По задумке создателей это должно стать гарантом качества. Также этот логотип будет на каждом товаре, чей производитель подпишет соглашение. Кроме того, партнерам полагается полная рекламная и информационная поддержка. Уже поступило 20 заявок к включению в проект.

Организаторы надеются, что удастся продать не столько сам товар, сколько эмоцию, которую человек получит, если в руках будет держать что-то российского фермера, дизайнера или автопроивзодителя.

- Уже происходит автоматизация, роботизация производства и вопросы качества продукции будут несколько снижаться в ближайшей 10-20 лет. И основная история будет ложиться именно на эмоциональную составляющую бренда. Никто, например, не говорит, что итальянские машины надежные и хорошие, но тем не менее, они продаются большими тиражами. Потому что итальянские машины — это эмоции, которые продает страна в виде такого продукта. Мне бы хотелось, чтобы мы тоже научились продавать свои продукты в виде эмоций, — рассказал руководитель проекта «Сделано в России» Михаил Садченков.

МНЕНИЕ

Борис Титов, уполномоченный по делам предпринимателей в России:

- Made in Russia - это хороший показатель эффективности, чтобы в России производилось больше товаров. И продавалось, естественно. Но… Посмотрите, с каким настроем индусы приехали на форум. У них лозунг Make In India – то есть приходите и работайте в Индии. Мы должны так же обращаться ко всему миру - make in Russia. И тогда у нас будет made in Russia.

Это бренд очень интересный. Я считаю, что у нас огромные возможности. Есть очень большой сектор, который у нас не развит: это экономика простых вещей. Самые элементарные вещи из пластика, дерева, камня, скобяные изделия, как это раньше принято было называть, все это делается локально. Польша делает, Болгария, многие страны делают это, но у нас этого нет, мы всё импортируем. Поэтому это огромный сектор, который хочется охватить. И людей призываем: начните бизнес там, то есть зайдите в магазин, посмотрите мыльницы, например, и поймите, что вы можете такую же штуку сделать намного дешевле у нас.