Как Kickstarter помогает воровать в брендинге

21.03.2016 Sostav.ru

История, которую мы сегодня вам расскажем, — это совершенно новое слово в креативном "воровстве". Она демонстрирует не только уязвимость позиции авторов креативных концепций, но и то, как новые технологии (в том числе и такие полезные для рыночной среды, как Kickstarter) помогают мошенникам собирать деньги за счет чужих идей на несуществующие в реальности продукты.

Дизайн упаковки продукта BioFoodLab, в частности серии батончиков Bite, и его название разработала сербская команда Peter Gregson Studio, которая не раз работала с российскими клиентами и компанией Coca-Cola. Эти же специалисты позже создавали оформление для лимитированной линейки Bite Taste of Russia.

Недавно компания BioFoodLab обнаружила, что на известной краудфандинговой платформе Kickstarter предприниматель по имени Степан Кучейнюк собирает средства на производство энергетических батончиков MEGA BITE — фактически копии продукта Bite. Стартапер позаимствовал у него название, логотип, дизайн упаковки и даже шрифт.

По словам генерального директора BioFoodLab Елены Шифриной, после неожиданной находки на Kickstarter, первая реакция команды была написать в администрацию портала и сообщить о подделке. "Но в компании не привыкли жаловаться и доводить дело до судебных процессов, — отмечает Шифрина. — Мы с командой подошли к вопросу с другой стороны и подготовили открытый ответ Степану, в котором выразила своё сожаление, что ему не удалось собрать необходимую сумму, и поделились дополнительными идеями.

Мы попросили креативного директора Depot WPF Алексея Фадеева дать оценку на предмет наличия заимствования, а также рассказать о причинах столь частных примеров копирования потребительского дизайна на отечественном рынке:

«В конкретном случае, это скорее вопрос «воровства», чем сходства. С подобными делами следует разбираться соответствующим органам. Наши китайские товарищи здорово преуспели в этом деле. Вспомните, рынки 90-х годов были переполнены такими товарами, как, например, «abidas» (абидас). За это даже не стыдно. Говоря о текущей ситуации, допускаю, что стоит вопрос обыкновенной денежной наживы. Более того, непонятно откуда у этих людей деньги на дизайнеров, если это краудфандинг. В этом контексте мне более интересен другой продукт — бренд «Вот он!» компании OOO «Диво», г. Коломна. Неудачно сворованный очень известный английский бренд «Little dish». В таких случаях хочется сказать: «Погодите воровать! Если это пошло в Англии, совсем не факт, что это пойдет в России».

Тема стара как мир! В девяностых годах на тогда еще пиратском Российском рынке появились немецкие консервы «Из бабушкиного погребка». На Лионозово их перерисовали точь-в-точь: появились одноименные огурчики и помидорчики, а потом все тот же дизайн стал называться «Домик в деревне» и реинкарнировался в виде молока. Что объясняет, откуда у «домика» взялась такая нерусская бабушка. Но это дело давно минувших дней, и «Домик в деревне» живет уже своей собственной жизнью. Но, на моей памяти, это единственный случай успешной и долгой жизни бренда, созданного сомнительным образом. Исходя из факторов, что рынки очень не похожи и подобных успешных стартов я не припомню... Не думаю, что это окажет хоть какое-то влияние на индустрию брендинга».