Журнал «Однако»: Волшебные пузырьки

28.02.2013 Журнал «Однако»

Мировые производители безалкогольных газированных напитков встревожены: продажи сладкой воды снижаются во многих странах, в том числе и на родине продукта, в США. Главной причиной падения эксперты называют пропаганду здорового образа жизни и борьбу с лишним весом. В России тема правильного питания тоже стала популярной, но спрос на газировку сокращается не столь стремительно. Алексей Фадеев прокомментировал ситуацию на рынке корреспонденту журнала «Однако» Наталье Новопашиной.

 

«Поколение пепси» уже выросло, а новое выбирает другие ценности. По данным исследования TNS Marketing Index, если во второй половине 2001 года газировку пили 72,6% россиян старше 16 лет, то во втором полугодии 2012 года — лишь 49,7%. Как отмечают в «TNS Россия», основные потребители шипучки люди в возрасте 16–34 лет. Исследование проводилось среди лиц старше 16 лет, поэтому в выборку не попали дети, но не секрет, что популярность газировки среди самого младшего поколения велика. Однако большинство современных родителей пытаются оградить детей от потребления этого напитка.

 

С каждым годом все большую популярность приобретают сокосодержащие и спортивные напитки, холодные чаи, энергетики. «Доля каждой отдельно взятой категории пока невелика, но в целом они растут, отбирая доли у газировщиков и производителей соков», — отмечает творческий директор брендингового агентства Depot WPF, академик Российской академии рекламы (РАР) Алексей Фадеев. Эти выводы подтверждаются данными компании BusinesStat. Конечно, по объемам рынок холодного чая, например, меньше рынка колы в десять с лишним раз. Однако в отличие от сегмента газировки и даже кваса он уверенно вырос не только в «жарком» 2010 году, но и в последующем. Так, в 2010 году продажи холодных чаев в России увеличился на 10,6%, а в 2011 году еще на 16% — до 319,03 млн лит ров. Данные за 2012 год пока не подведены, но, по мнению Дмитрия Петрова, рост продаж данного продукта составил не менее 15%. Стабильно растут продажи минеральной столовой воды (порядка 7%), что объясняется тягой к здоровому образу жизни. Перспективными эксперты считают энергетические напитки: в 2011 году продажи выросли на 24%, однако не стоит забывать, что это относительно новый продукт для нашей страны, с изначально небольшим объемом продаж.

 

Процесс замещения газировки другими безалкогольными напитками будет идти достаточно медленно. Ведь в свое время большой успех предрекали соковому рынку и рынку квасов. Однако они давно достигли пределов насыщения. Квас оказался сезонным напитком. От соков многие потребители стали отказываться, когда цена перестала соответствовать качеству, к тому же появилась информация, что соки не менее вредны для здоровья, чем лимонады из-за высокого содержания в них быстро усваиваемых сахаров.

 

Получается, что мировым производителям воды сложно будет выживать даже за счет диверсификации деятельности, ведь они уже давно работают во многих смежных сегментах (соки, квас, спортивные напитки и пр.), которые также стагнируют, за исключением разве что питьевой воды. Как считает Татьяна Войнова, рынок лимонадов и кол будет стабилен, резкого падения продаж не ожидается. В то же время можно предположить, что падение спроса на газировку ускорится.

 

Снижение продаж неизбежно спровоцирует производителей к принятию неотложных мер. Им придется пересмотреть свою политику продвижения продукта. Сегодня основной упор делается на прямую рекламу, но производителям уже стоит задуматься о том, чтобы выйти непосредственно к потребителю. Проводить акции в магазинах, ресторанах, ночных клубах. Ведь на волне борьбы за здоровый образ жизни прямая реклама может восприниматься негативно: когда много пишут о вреде того или иного продукта, его реклама поневоле вызывает раздражение. Акции в месте продаж, напротив, маскируют этот негатив. Вот только производителям важно не проворонить момент, когда спрос на газировку начнет резко снижаться.